Про каравай.

История каравая.

Ушли в прошлое русские национальные костюмы, древнерусские свадебные обычаи, но неизменным осталось присутствие на свадьбе свадебного каравая. По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом рушнике.Этой традиции много сотен лет – впервые караваи появились на русских свадьбах еще в языческие времена. История возникновения каравая весьма символична.

В далекие времена пшеница символизировала богатство, процветание, успех, и выпеченный в форме солнца хлеб золотого цвета представлял собой мощнейший символ удачи и жизни в достатке. Чтобы приготовить настоящий свадебный каравай, приходилось повозиться: считалось, что воду для него нужно набрать из семи разных колодцев, а муку отсыпать из семи разных мешков. Кроме того, приготовление этого хлеба поручалось только замужней женщине, счастливой в браке и воспитывающей здоровых детей. Считалось, что лишь такая хозяюшка передаст свадебному хлебу положительную энергию, столь необходимую молодоженам. Выпекался каравай накануне свадьбы в доме жениха.
Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия.

Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны. Каравай был многослойным, и делил его крёстный отец жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, в который часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невесту подарками.
По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце.

Русский каравай на свадьбе.


Каравайный обряд — обрядовое действие, связанное с выпечкой и раздачей каравая во время свадебного пира. Каравай — круглый большой сдобный хлеб, украшенный фигурками из теста, а также искусственными цветами, который подавали во время свадебного застолья. Его выпекали накануне венчания и брачной ночи или за два-три дня до этого в доме жениха, реже в доме невесты, а в некоторых деревнях и у жениха, и у невесты. Каравайный обряд состоял из двух этапов: первый этап был посвящен изготовлению каравая и назывался «каравай валять», второй этап представлял собой деление каравая на свадебном столе — «каравай носить».
Суть каравайного обряда была одинакова на всей территории его бытования, хотя сами обрядовые действия в разных деревнях разыгрывались по-разному. Выпечка каравая символизировала рождение новой жизни и тем самым обеспечивала плодовитость молодой брачной пары. Действующими лицами обряда являлись посаженый отец и посаженая мать жениха, при условии, что они были «согласны в браке», а также молодые женщины-каравайницы, счастливые в семейной жизни, имевшие хороших, здоровых детей. Выпечка каравая, начиная с заготовки муки и воды и кончая раздачей каравая гостям, носила ярко выраженный ритуальный характер.

Она начиналась обычно в сакрально отмеченное время, т. е. до захода солнца, с обращения к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милосливый Козьма-Демьян на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!» Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлеба. Для свадебного каравая воду брали из семи колодцев, муку — из семи мешков; замешивание теста, его постановка в печь проводились нарочито театрально, так же как и вынимание хлеба из печи, раздача его гостям. Тесто укладывали для формовки в специальную большую чашу с крестом, которую ставили на лавку, где лежало сено, прикрытое скатертью. Присутствовавшим в избе людям под страхом наказания запрещалось дотрагиваться до теста и чаши.
Когда тесто было готово, наступал следующий этап: отправка каравая в печь. Эту миссию возлагали на женатого мужчину. Строго говоря, выпечка каравая символически означала зачатие ребенка, соответственно, каждый элемент означал что-либо одно, необходимое для этого процесса. Печь символизировала женское чрево, лопата, на которой возлежал каравай – мужское начало, а сам каравай символизировал собой ребенка. Иногда караваю приписывалось и иное символичное значение – самой свадьбы. Например, говоря о еще слишком молодом для брака человеке: «Его каравай еще не упекся!»
Украшению каравая поначалу не придавали большого значения, в лучшем случае ограничиваясь косичками из теста. Но чуть позже караваи стали наряднее – на них выкладывали узоры, цветы, колосья, парные фигурки, а также украшали ветками калины, которая в язычестве считалась символом любви. Ветвями калины украшали и комнату, в которой готовился каравай. Важен был и размер каравая: чем он был больше и пышнее, тем лучшую жизнь сулил молодоженам.
Весь процесс изготовления каравая сопровождался исполнением специальных каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания руками каравайниц.
После изготовления каравая в доме жениха его несли к невесте «на показ».
В том случае, если хлеб изготавливался и у невесты, происходил обмен караваями. В доме родителей жениха каравай ставили обычно в комнату молодых, где он находился всю брачную ночь. Утром дружка, отправляясь будить молодых, забирал каравай и выносил его в решете к свадебным столам. Придя к гостям, дружка три раза подпрыгивал, разламывал каравай пополам и начинал его делить среди собравшихся за столом родственников молодых.

Разламывание каравая символизировало нарушение девственности невесты. Новобрачные получали свою долю каравая первыми. Обычно им выдавалась середина, которая, по народным представлениям, была связана с зарождением новой жизни, счастьем, богатством. Оставшаяся часть каравая делилась поровну между родственниками молодого и родней молодухи. Это воспринималось как акт закрепления между ними родственного союза, как признание их общей судьбы, общей доли. Украшения с каравая раздавали девушкам, присутствовавшим на свадебном пиру в качестве зрителей. Каравайный обряд был характерен для свадебного ритуала в центральных и южных губерниях Европейской России, однако изделия из теста, известные под разными названиями — курник, печенье, пряник, пирог, хлеб, — играли важную роль в ходе свадебного ритуала по всей России. Они могли служить знаком любви жениха к невесте, выкупом, благопожеланием, подарком, предметом, посредством которого передавалась магическая сила.
Соль к караваю подавать было не принято, эта традиция появилась гораздо позже.
На современных свадьбах все иначе: каравай чаще просто покупают, и молодожены откусывают от него кусочки или ломают, причем считается, кто из пары отломит кусочек побольше, тот и будет главным в семье.

к выбору новостей »